История фальшивомонетничества
Во все времена и во всех странах подделка денег была одним из самых прибыльных занятий. И одним из самых вредных: люди теряли на нем части тела, годы жизни, а то и саму жизнь. И тем не менее охотников до этого опасного дела всегда было достаточно.
Уже в VI веке до нашей эры изготовление фальшивых монет приняло такой размах, что знаменитые законы Солона предусматривали за это смертную казнь. Тогда же появился и способ проверки подлинности серебряных монет. Их проверяли ножом. Дело в том, что фальшивые монеты были не целиком серебряными, а лишь покрытыми тонким слоем серебра. Отколов кусочек монеты, можно было увидеть, настоящая она или поддельная. Но фальшивомонетчики нашли выход из положения: делали на поддельной монете надрез и серебрили его.
Как полагают, главным центром фальшивомонетничества во времена расцвета Древнего Рима был Египет. Неудивительно, что в свите Антония, прибывшего в Египет, присутствовали опытные специалисты по борьбе с фальшивомонетничеством. Видимо, поддельные деньги из Египта поступали в Рим в таком количестве, что римский сенат забеспокоился.
Во времена императора Клавдия в обращении находилось столько поддельных денег, что современные нумизматы склоняются к мысли о возможной причастности к незаконному делу самого Клавдия — ведь известно, что император Нерон официально разрешил добавлять к серебру, из которого чеканились монеты, другие металлы. Свое решение Нерон объяснял государственными соображениями, в частности тем, что если делать монеты из сплава, а не из чистого серебра, то они медленнее истираются и дольше находятся в обращении. Так было положено начало “растворению” серебра в римских монетах, и в конце концов количество примесей достигло 90-95%.
Причем на заре цивилизации подделка монет рассматривалась только как обман частного лица. Позже, когда подделывание денег приняло массовый характер, стало ясно, что это наносит ущерб государству. Соответственно изменился и характер наказания, оно стало более жестоким.
В Древней Руси донесший на фальшивомонетчика благородный гражданин на всю жизнь освобождался от всяких поборов, а раб получал свободу. Если фальшивомонетчику удавалось бежать из тюрьмы, стражника немедленно казнили. А самих преступников обычно бросали на растерзание диким зверям или предавали сожжению. Был и другой способ наказания: преступникам вливали в горло расплавленное олово. Позже их стали топить.
В Англии XII века по эдикту короля Генриха I фальшивомонетчикам отрубали правую руку и половые органы. А право чеканить монеты Генрих I предоставлял только людям знатным, которые должны были ставить на них свой штамп, удостоверявший подлинность денег. Но эти же люди чеканили и фальшивки, ставя в этом случае не свой штамп, а чужой.
Узнав об этом, король в канун Рождества 1125 года вызвал к себе, в Винчестер, всех изготовителей денег. Тем, кто не смог доказать чистоту монет, отрубали правую руку. Летописец утверждает, что все вельможи стали однорукими. Это событие вошло в историю как Кровавое Рождество.
В XII-XIV веках фальшивомонетничеством занимались представители всех сословий, но чаще всего духовного. Впрочем, и с ними разделывались без особых церемоний. История сохранила имя аббата Мессендрона, который в годы правления английского короля Эдуарда III (1312-1377) чуть не в открытую изготовлял и распространял поддельные монеты. Его вздернули на дыбе, а затем повесили.
В те времена применялся всего один и притом весьма своеобразный метод определения виновности человека, подозреваемого в изготовлении фальшивых денег: ему предлагали подержать в руке раскаленный кусок металла. Члены “контрольной комиссии” внимательно вглядывались в лицо подозреваемого. Если в ходе проверки оно не искажалось гримасой боли — значит, мастер невиновен.
Во Франции в ту пору за изготовление поддельных денег обычно брались люди знатные, причем довольно часто это были женщины. Целых семь лет в своем родовом замке в Тулузе делала поддельные монеты графиня Жанна де Болонь-э-Оверн. “Монетный двор” был оборудован в подвале замка, чеканили монеты два особо доверенных лица. Ключ от двери, ведущей в подвал, графиня держала у себя и всегда сама присматривала за работающими, опасаясь, что они будут чеканить для себя. В 1422 году их все-таки разоблачили и арестовали.
Фальшивомонетчики оказались и среди первых переселенцев в Северную Америку. Там для них был просто рай. Бывшие в обращении английские фунты и шиллинги, французские луидоры, испанские дублоны, голландские гульдены изготовлялись из разных сплавов, и поэтому определить, подлинная или фальшивая монета, было трудно. К тому же в Европе довольно часто появлялись новые монеты — так отмечали свое вступление на престол монархи. В Америке о таких событиях узнавали с большим запозданием. Вот почему, когда в 1754 году в Америке появились испанские дублоны с именем Фердинанда, а не Филиппа, который тогда правил Испанией, ни у кого не возникло особых сомнений в подлинности этих денег — колонисты просто подумали, что на престол взошел какой-то неизвестный им Фердинанд.
Новый этап в истории подделок американских денег наступил, когда в 1691 году появились первые национальные купюры (еще фунты стерлингов, но уже американские). Они печатались на простой бумаге, причем только на одной стороне. На прямоугольном листе без всяких водяных знаков были отпечатаны неказистая виньетка, герб, номинал, а также обязательные подписи должностных лиц. Иногда делались надписи о золотом или серебряном обеспечении денег и о том, что изготовление фальшивых денег наказуется смертной казнью.
Чтобы защититься от подделок, каждый штат применял свои уловки: на деньгах печатали секретные завитушки, слова, набранные особым шрифтом. В Южной Каролине использовали древнееврейские и греческие буквы (на деньгах 1776 года). В Пенсильвании на бумажных деньгах разного достоинства название штата писалось по-разному. Известно четыре написания — Pennsylwania, Pensylwania, Pensilwania, Pennsilwania,– и это не опечатки, а способ обмануть фальшивомонетчиков.
Первые американские бумажные деньги имели один неровный край (чаще — правый). Хитрость заключалась в том, что на монетном дворе хранился корешок для каждой серии, и при прикладывании его к подлинной купюре линии соединения должны были совпасть. Но деньги быстро изнашивались, истрепывался и их край, да и само изображение на денежном знаке трудно было различить. К тому же фальшивомонетчику совсем не трудно было вырезать, как положено, края подделываемых купюр. Первыми американские бумажные деньги стали подделывать Роберт Фентон и Бенджамин Пирс.
В 1786 году конгресс США принял решение о введении новой монеты — доллара (“серебряный доллар”). Вначале чеканили только серебряные монеты, а с 1792 года конгресс установил две денежные единицы: серебряный и золотой доллары с твердым соотношением их “веса”. 21 апреля 1806 года был издан федеральный закон, запретивший под страхом сурового наказания изготавливать фальшивые монеты. Однако в США тогда не было закона, запрещавшего чеканку собственных монет, то есть денег, не похожих на правительственные,– с другим содержанием золота, другим изображением, других размеров.
Известен такой курьезный случай. В начале 60-х годов XIX века банкирская фирма “Кларк, Грабер и К°”, испытывавшая нехватку в наличной монете, быстро построила монетный двор и начала выпускать свои двадцатидолларовые монеты, содержавшие больше золота, чем правительственные. На одной стороне монеты был изображен женский профиль в обрамлении 13 звезд, а внизу год — 1861. На другой — традиционный двуглавый орел и надпись по окружности: Gruber & Со, Denver, Twenty D.
Деньги расходились даже лучше настоящих, и специальная комиссия конгресса занялась изучением этой проблемы. Хотя по тогдашним законам состава преступления в действиях банкиров не было, все признавали, что положение создалось ненормальное и нужно что-то предпринять. Подумав и поколебавшись, конгрессмены решили купить частный монетный двор. Это было сделано в 1863 году и обошлось правительству в 25 000 долларов.
Так начался золотой век американских фальшивомонетчиков. В 1859 году в стране циркулировало более 4000 фальшивых долларов разного выпуска и номинала. В 1858 году каждую неделю появлялось с десяток разных фальшивых банкнот. Путаница в американской денежной системе усугублялась тем, что в стране было огромное количество банков с одинаковыми названиями. Например, в штате Нью-Йорк в 1863 году было восемь “Юнион бэнк”, семь “Коммершиал бэнк”, семь “Фармерс энд Мерчентс бэнк”.
В 1861 году правительство выпустило лист-определитель поддельных денег, в котором описывалось 1727 фальшивок. В феврале 1862 года 188 американских банков объединились в ассоциацию по борьбе с фальшивыми деньгами. Ассоциация объявила призы за изготовление особой краски, бумаги и других материалов, необходимых для печатания денег и затруднящих подделку. Кроме того, отчаявшиеся банкиры объявили награду за поимку фальшивомонетчиков. В результате за десять лет арестовали 434 человека. Они были приговорены в общей сложности к 1425 годам заключения. Но количество фальшивых денег в стране не уменьшалось.
В 90-х годах XIX века доллары снабдили огромным количеством замысловатых виньеток и завитушек на многоцветном фоне. Но и их умудрялись подделывать. Нельзя не упомянуть о знаменитом Эмануэле Нинджере, уникальном фальшивомонетчике. Обычно фальшивые банкноты печатались с помощью клише, а Нинджер доллары рисовал.
Нинджер жил с женой и четырьмя детьми на собственной ферме недалеко от Нью-Йорка. Самого Нинджера соседи практически не видели — на земле, прилегающей к ферме, обычно работали его жена и дети. На расспросы любопытных жена отвечала, что хозяин фермы получает пенсию за то, что служил в германской армии, поэтому часто ездит за деньгами в Нью-Йорк. А когда он дома, то занят тем, что пишет воспоминания.
На самом деле Нинджер, закрывшись в кабинете, рисовал деньги. На пятидесятидолларовую бумажку у него уходило четыре-пять дней. Может, он и использовал какие-то лекала или приспособления, но он все же рисовал, а не печатал!
Труд был изнурительный, и Нинджер страшно уставал. Однажды от усталости на пятидесятидолларовой бумажке он забыл написать “выгравировано и отпечатано в гравировально-печатном бюро”. Купюра попала в оборот, и в 1891 году один буфетчик разглядел ошибку. Но он не знал, как найти изготовителя, поэтому просто повесил банкноту в рамке над стойкой. А Нинджер продолжал каждую последнюю пятницу месяца ездить в Нью-Йорк за покупками, пока Эрл Баском, владелец другого небольшого бара, не заметил подделку и не задержал фальшивомонетчика. Нинджера приговорили к шести годам тюрьмы и… одному доллару штрафа.
Источник: Леонид Радаев.Экономический еженедельник “Коммерсантъ-Деньги” № 12(417).